пятница, 1 мая 2020 г.

ГОТОВИМСЯ К ГИА РУССКИЙ ЯЗЫК


РУССКИЙ ЯЗЫК.  11 КЛАСС.
   Тема: Развитие речи. Написание сочинения по прочитанному тексту.
Структура сочинения
Написание сочинения-рассуждения проблемного характера не предполагает однозначных ответов, однако ваша точка зрения должна быть аргу ментированной. Это творческая работа, которая проверяет умение понять и проанализировать содержание предложенного текста. Вам предстоит разобраться в позиции автора, а затем аргументированно сформулировать собственное мнение по выдвинутой в тексте проблеме. Минимальный объём работы – 150 слов. Время для написания сочинения (аргумента ции к изложению) – 90 минут (210 минут длительность всего экзамена).                                СТРУКТУРА  СОЧИНЕНИЯ. I. Вступление. Формулировка проблемы, которая рассматривается в тек- сте. Не следует путать тему и проблему! Тема – это то, о чём говорится в тексте. Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, тре- бующий решения.                                КАТЕГОРИИ ПРОБЛЕМ:  Философские  Социальные  Политические  Экологические  Нравственные (этические).                                РЕЧЕВЫЕ  КЛИШЕ:  Автор ставит (рассматривает, излагает, обсуждает… проблему)  Касается ….проблемы  Уделяет внимание… проблеме.  Автор отстаивает идею….  Автор затрагивает проблему…. II.Основная часть. 1. Определение позиции автора. Наша задача – понять: - с какой целью создавался этот текст, - как относится автор к поднятой проблеме, - какие варианты её решения он видит Всё это нужно подтверждать короткими цитатами из текста. Если главная проблема сформулирована в форме вопроса, то ответ на него – не что иное, как авторская позиция. Чаще всего именно в послед них предложениях ученики смогут прочитать, как автор отвечает на свой вопрос.                                    РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ:  Позиция автора такова..  Автор считает, что….  Автор утверждает, что…  Автор убеждён в том, что…  Цель автора – заставить читателя обратить внимание на….  «…..» - в этих словах, по-моему, выражена идея текста….. Прокомментировать мысль автора помогут ВАРИАНТЫ:  Авторская позиция нова и интересна….  Справедливость высказанных автором суждений несомненна…  Автор даёт прямые оценки событиям…  Автор неспроста сомневается в том, что…  Авторское негодование звучит в …..  Автор открыто отстаивает свою точку зрения… 2. Своё мнение и аргументы. Собственная позиция – это выражение своего мнения по данной пробле ме. Свою позицию можно выразить, соглашаясь с точкой зрения автора или оспаривая (частично или полностью) её. Позиция должна содер- жать ответ на проблемный вопрос.                                    РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ (при согласии с автором):  Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений…  Автор убедительно доказывает, что…  В правоте авторских оценок не приходится сомневаться….                                    РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ (при несогласии с позицией автора):  Автор, по-моему, не совсем прав, утверждая, что…  Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…..  Точка зрения автора, мне кажется, спорна….  Автор справедливо осуждает…., но я не могу согласиться с его мнением… После заявленной позиции учащемуся необходимо объяснить, почему он согласен или не согласен с автором.                                  ТИПЫ АРГУМЕНТАЦИИ: - художественная литература - публицистика - научная. Научно-популярная литература - традиционный, исторический опыт - личные наблюдения, выводы.        РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ ДЛЯ ВВОДА  АРГУМЕНТОВ:  Достаточно привести такой пример…  Обратимся к (факту, воспоминаниям…)  Вспомним о ….  Стоит обратиться к …..  И вот почему я считаю….  Вот отчего….. III. Заключение (вывод).      Необходимо ещё раз вернуться к поставленной проблеме и записать вывод.      соответствующий данной проблеме.                                     РЕЧЕВЫЕ  КЛИШЕ:  В заключение хотелось бы сказать, что….  Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…  Таким образом, нельзя не согласиться     Прочитав данную статью,я, может быть, впервые серьёзно задумался о...     том, что...….    ВАЖНО ! В тексте должно быть не менее 4-х абзацев:                   1) вступление, формулировка проблемы                    2) позиция автора                    3) моя позиция , аргументация                    4) заключение.                                      ЗАДАНИЕ НА ДОМ: Прочитайте афоризмы. Выберите высказывание, которое вам понравилось, сформулируйте свою позицию на основе данного афоризма. Подберите 2 аргумента ( один – из художественной литературы). 1) Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро (А.П. Чехов). 2) Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца (К.Г.Паустовский). 3) Счастливым может быть только короткий промежуток времени (Д.С.Лихачёв).

Комментариев нет:

Отправить комментарий