пятница, 1 мая 2020 г.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА



РУССКИЙ  ЯЗЫК. 11 КЛАСС.                  ТЕМА: Способы передачи чужой речи.      .          Прочитайте данный материал и выполните задания. 1. Синтаксические нормы русского языка предполагают определённые правила     передачи на письме чужой речи, которая представляет собой сложноподчи-     нённое изъяснительное предложение. При этом в главной части такого пред-    ложения содержатся слова автора, в придаточной части - чужая речь. 2. СРАВНИТЕ два предложения:     а) Водитель такси объявил вошедшим пассажирам, чтобы они оплатили проезд.     б) Водитель такси напомнил пассажирам, что оплатите проезд.     КАКОЕ ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ построено неверно? Почему? 3. ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ.     ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ содержит преимущественно глаголы со значением речи -     сказать, посоветовать, приказать, спросить и т.д.     ПРИДАТОЧНАЯ ЧАСТЬ соединяется с главной с помощью союзов КТО, ЧТО,     ЧТОБЫ, БУДТО и союзных слов КАК, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ, 4. РЕДАКТИРОВАНИЕ. Определите, чем вызваны ошибки при преобразовании     прямой речи в косвенную.     ПОДСКАЗКА: местоимения и глаголы 1 лица следует заменить местоимени-     ями и глаголами 3 лица; обращения,междометия, вводные слова опускают-     ся, глаголы в значении жестов, мимики дополняются глаголами речи.         - Я опасался, что придут ли они вовремя.         - Ребёнок прошептал, что, мама, я боюсь.         - Верочка ответила, что я не знаю, горячий ли чай.         - Учитель попросил, что, ребята, останьтесь после уроков. 5. СПОСОБЫ ОФОРМЛЕНИЯ ЧУЖОЙ РЕЧИ:    1) предложения с прямой речью: Гоголь писал: "Молодость счастлива тем, что        у неё есть будущее".     2) предложения с косвенной речью: К.Г.Паустовский утверждал, что "чем боль         ше знаешь, тем интереснее жить".     3) предложения с вводными словами: Как сказал один из героев Булгакова,         "язык может скрыть истину, а глаза - никогда".     4) отдельные слова и словосочетания: Узнав о смерти Пушкина, Гоголь од-         ним из первых заговорил о "великости этой утраты".                                      ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.                   Выберите посильное задание и выполните его. А) Запишите афоризм, оформив его всеми возможными способами передачи     чужой речи:     Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.                                                                   (К.Г.Паустовский) Б) Используя цитаты, подготовьте небольшое сообщение на тему:    - Умейте ценить мгновения, из них складывается жизнь. (А.П.Чехов)    - Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр (К.Г.Паустов     ский).
ПОДСКАЗКА: из двух цитат выберите понравившуюся, подготовьте на её основе небольшое сообщение. Прежде чем писать, следует отобрать наиболее   интересные, содержательные, оригинальные цитаты. Нужно следить за тем,   чтобы мысль автора не исказилась. Необходимо указать, кому принадлежат    цитируемые слова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий