пятница, 1 мая 2020 г.

ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ЛИТЕРАТУРА. 10 КЛАСС.
ТЕМА: Новаторство драматургии А.П.Чехова. Пьеса "Вишнёвый сад": история создания, особенности жанра произведения. 
1. Значение А. П. Чехова в истории русского театра трудно переоценить. К написанию драматургических произведений А. П. Чехов обращался на протяжении всей жизни — от первой незаконченной пьесы «Безотцовщина» (1878) до пьесы «Вишневый сад» (1903) . Драматургическое наследие писателя составляет более 20 пьес. «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1896), «Три сестры» (1900) и «Вишневый сад» открыли новую эпоху в русской и мировой драматургии. Чехов выступил в своих пьесах как реформатор классического театра. Хрестоматийно утверждение о том, что Чехов заложил основы «новой драмы», создал «театр философского настроения». 2. Пьесы Чехова стали классикой отечественного театра и до сегодняшнего дня остаются одной из пленительных загадок. Рассмотрим принципы «новой драмы», созданной Чеховым-драматургом. В классической драматургии до Чехова преобладал театр действия. В основе конфликта, организующего пьесу, лежала обычно борьба характеров, столкновение героя с обстоятельствами. Чехов создал театр настроения. В его пьесах нет явных столкновений, нет противоборства сил. Внимание автора сосредоточено на внутреннем состоянии персонажей. Чехов осознавал необычность своих пьес. Драматург не придавал решающего значения интриге, не строил действие на борьбе характеров, его интересовал внутренний мир персонажей. . В пьесах Чехова система образов принципиально отлична от классической драматургии. Писатель предупреждал, что в его пьесах не следует искать «ни святых, ни подлецов», что его правило — не выводить ни злодеев, ни ангелов, никого не обвинять, никого не оправдывать, а его задача состоит в том, чтобы нарисовать человека, простого и в то же время сложного — «как в жизни». . Драматургию Чехова отличают диалоги, в которых каждый из участников ведет свою партию, произносит «случайные» реплики, тематически не связанные с высказываниями собеседников. Чеховский диалог полифоничен как внешне, так и внутренне. Благодаря этому приему автор развивает тему человеческой разъединенности, одиночества, создавая в то же время внутренний сюжет пьесы, формируя ее подводное течение. Речевое своеобразие героев драматургии Чехова: почти каждое действую- щее лицо пьесы «Вишнёвый сад» обладает колоритным словом, присловьем. Подводное течение (подтекст) является важной особенностью «новой драмы».Подтекст передаётся через особенность речи героев: интонацию, мимику, жесты. Богатство внутреннего мира чеховских героев раскрывается даже в паузах. Подтекст придаёт речи богатство смысла, эмоциональную насыщенность, конкретность. . Важным способом выражения авторской позиции становятся у Чехова ключевые символы: «чайка» («Чайка»), «дом» («Три сестры»), «сад» («Вишневьий сад»). . 3. Художественные открытия Чехова в драматургии и его особая «оптика» отчетливо проявились в «Вишневом саде». Характер конфликта, персонажи, поэтика чеховской драмы — все было неожиданно и ново. Последняя пьеса А. П. Чехова — его поэтическое завещание а) Вспомним историю создания пьесы «Вишневый сад». С весны 1901 года в письмах А. П. Чехова встречаются мысли о новой пьесе. Она задумывалась как комедия, «как смешная пьеса, где бы черт ходил коромыслом». В пору работы над «Вишневым садом» в 1903 году А. П. Чехов писал друзьям: «Вся пьеса веселая, легкомысленная». Тема ее — «имение идет с молотка» — была не нова для Чехова. Сюжетная ситуация продажи имения, утраты дои волновала писателя на протяжении всего творческого пути. б) В последней пьесе А. П. Чехова отразились многие жизненные впечатления. Это память о продаже родного дома в Таганроге. Летние месяцы 1888 и 1889 годов Чехов отдыхал в имении Линтаревых близ Сум, где вдыхал аромат запущенных и умирающих дворянских усадеб Харьковской губернии. В это время в сознании писателя шел творческий процесс внутреннего вызревания замысла. в) Работа над последней пьесой требовала от А. П. Чехова больших усилий: «Пишу по четыре строчки в день, и те с нестерпимыми мучениями», — жаловался он друзьям. Однако, превозмогая недомогание и болезнь, Чехов писал «бодрую пьесу». Неоценимо значение писем Чехова режиссерам и актерам, в которых он комментирует отдельные сцены «Вишневого сада», дает характеристики ее персонажам, высказывается о жанре своего творения. В этом вопросе А. П. Чехов разошелся с К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. Основатели Художественного театра, высоко оценив пьесу, восприняли ее как драму. Чтение «Вишневого сада» в труппе имело «блестящий успех». 4. Было очевидно, что пьеса потребует нового театрального языка. Режиссерская интерпретация «Вишневого сада» не во всем удовлетворяла Чехова. «Это трагедия, какой бы исход к лучшей жизни Вы ни открывали в последнем акте», — писал Станиславский Чехову, утверждая свою логику движения пьесы к трагическому финалу, в сущности, к уничтожению прежней жизни, к утрате дома и исчезновению сада. В его видении спектакль лишался комедийных интонаций, что бесконечно возмущало Чехова.. . 5 октября 1903 года Н. К. Гарин-Михайловский писал одному из своих корреспондентов: «Познакомился и полюбил Чехова. Плох он. И догорает, как самый чудный день осени. Нежные, тонкие, едва уловимые тона. Прекрасный день, ласка, покой, и дремлет в нем море, горы, и вечным кажется это мгновение с чудным узором дали. А завтра... Он знает свое завтра и рад, и удовлетворен, что кончил свою драму «Сад вишневый». Чехов писал свою последнюю пьесу о доме, о жизни, о родине, о любви, об утрате, о безжалостно ускользающем времени. Пронзительно-печальная комедия «Вишневый сад» стала завещанием читателям, театру, ХХ веку. 5. Выводы по уроку. А.П,Чехов писал пьесы на «чисто русском материале», а стал любимейшим И очень популярным драматургом во всём мире. Один из английских актёров сказал: «Характеры героев Чехова чисто русские. Но проблемы, которые волнуют чеховских героев: и счастье, и несчастье, и семейная жизнь… - одинако у народов разных стран». 6. Задание: А) Составить план-конспект на тему «Новаторство драматургии Чехова». Б) Знать содержание пьесы «Вишнёвый ссад"


ЛИТЕРАТУРА. 11 КЛАСС.
             Контрольная работа №4 03.05.2020г. по теме «Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. Особенности развития
 литературы в 1950-1990 годы ХХ столетия." I-II уровень 1.Какие произведения положили начало «деревенской прозе»: а) «Матрёнин двор» А.И.Солженицына; б) «Касьян остудный» И.Акулова; в) «Пряслины» Ф.Абрамова; г) «Привычное дело» В.Белова. 2.Соотнесите стихи, написанные в годы Великой Отечественной войны, с их авторами: а) А.Сурков;                                                          а) «В землянке» б) М.Исаковский                                                   б) «Соловьи» в) А.Фатьянов                                                       в) «В прифронтовом лесу» г) К.Симонов                                                          г) «Огонёк»                                                                                д) "Ты помнишь, Алёша..."                                                                                е) "Жди меня" ________________________________________________________________ 3.Какая проблема была сюжетообразующей в «лейтенантской прозе»: а) победа любой ценой;                                         в) выбор б) любовь и ненависть;                                          г) самопожертвование. 4.Кто из поэтов принадлежал к поколению «не вернувшихся с войны»: а) А.Сурков                                                             г) М.Исаковский б) С.Гудзенко                                                          д) П.Коган в) Н.Майоров. 5.В какой поэме А.Т.Твардовского герой отправляется на поиски «земли обе- тованной»: а) «За далью-даль»;                                             в) «Дом у дороги»; б) «Страна Муравия»;                                           г) «По праву памяти». 6.Черты, сделавшие Василия Тёркина любимым народным героем-солдатом: а) хитрость;                                                            в) дерзость б) смек                                                                    г) мудрость.                                                                                 д) оптимизм 7.Суть праведности Матрёны (по повести А.И.Солженицына «Матрёнин двор»: а) в вечном труде;                                                   в) в жизни не по лжи б) в раскаянии;                                                        г) в доброте;                                                                                  д) в сохранении человеческого                                                                                       достоинства 8.Как понимать название повести В.Астафьева «Печальный детектив»: а) профессия главного героя; б) литературный жанр; в) печальный герой в отнюдь не развлекательном произведении. 9.Какие образы являются символами в повести В.Распутина «Прощание с Ма- тёрой»: а) царский листвень;                                                     в) русская печь; б) хозяин острова;                                                        г) Матёра. 10.Какие пьесы относятся к поствампиловской драматургии («новая волна»): а) «Смотрите,кто пришёл!» В, Арро; б) «Кабанчик» В.Розова; в) «Иркутская история» А.Арбузова; г) «Три девушки в голубом»; Л.Петрушевской; д) «Беседы с Сократом» Э.Радзинского.ад»

1 комментарий: